Обращение архиепископа Подольского и Люберецкого Аксия в связи с Днём памяти жертв политических репрессий
Дорогие во Христе отцы, братья и сёстры!
Ныне мы обращаем свой взор к одной из самых трагических страниц в истории нашего Отечества – периоду политических репрессий, в который были убиты и пострадали миллионы ни в чём не повинных людей. Это скорбное воспоминание призывает нас не только к осмыслению прошлого, но и к укреплению нашей веры – ведь среди этих жертв не поддающееся счёту количество священнослужителей, монашествующих и мирян, принявших мученическую смерть за веру Христову.
В эти дни мы сугубо вспоминаем новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые явили всему миру несокрушимую верность Христу даже до смерти. Многие из них совершали пастырское служение, родились или проживали на земле, ныне входящей в канонические пределы Подольской епархии. Они окормляли и наставляли в вере наших предков, совершали Божественную литургию в храмах, где сегодня молимся мы с вами.
Их служение было прервано решением беззаконных судей, подобных Понтию Пилату, но жизненный путь этих безвинных страдальцев увенчался мученическим венцом. Они шли на смерть с молитвой за гонителей, свидетельствуя о вечной Истине, которая сильнее смерти.
Память о них для нас – не просто дань истории, а живое назидание о том, как должно хранить веру в условиях испытаний, как любить Бога и ближних и защищать свою веру даже ценой собственной жизни. Мы призваны не только чтить их память, но и учиться у них той силе духа, которая побеждает страх и отчаяние.
Призываю всех вас, возлюбленные о Господе, помнить имена жертв политических репрессий и изучать их жития и биографии. Не все из них прославлены в лике святых, но каждый может быть примером мужества и стойкости в вере.
Будем молиться святым новомученикам, совершавшим служение на нашей земле, а также совершать поминовение всех невинно убиенных и за веру пострадавших. Пусть их подвиг укрепляет и вдохновляет нас на жизненном пути.
+Аксий, архиепископ Подольский и Люберецкий
В сентябре 1932 года настоятелем Знаменского храма в селе Старая Кашира (ныне город Ступино) был назначен 57-летний протоиерей Александр Смирнов. Немолодой пастырь, уроженец Владимирской губернии, за свою длительную священническую жизнь сменил немало городов и приходов. География служения отца Александра была обширна: Покровский уезд, затем Тобольская, а потом и Томская губерния, Омская епархия, далее перевод в Тифлисскую губернию, потом в Сухумскую епархию. Частые переезды священника были связаны с его педагогическими трудами: на каждом месте служения отец Александр открывал церковно-приходскую школу и вёл большую просветительскую работу. В уже советской России отец Александр совершал служение в Крыму и Донецкой губернии, в Коврове и в Москве – в храме Троицы Живоначальной на Грязех. Здесь в 1929 году он был впервые арестован и приговорён к трём годам ссылки в Северный край, отбывал наказание в селе Лешуконском Архангельской области.
После ссылки вернуться в Москву отец Александр не мог. Отныне он имел право проживать только за т.н. «101-м километром» и оказался в Старой Кашире. За два года отец Александр завоевал большое уважение у сельчан, чем была недовольна председатель старокаширского колхоза Пелагея Фролова. Она донесла на отца Александра в НКВД, обвиняя в том, что он разлагающе действует на колхозников. В проповедях о почитании церковных праздников и необходимости посещения богослужений следственные органы усмотрели призыв к разрушению колхозного строя. Вменялось в вину отцу Александру и то, что в доме у него нередко останавливались бывшие ссыльные священнослужители и миряне, которым он старался помочь в их нуждах – кого-то поддерживал материально, а кому-то помогал и с трудоустройством.
15 апреля 1935 году отца Александра арестовали. Обвинение в антисоветской агитации он категорически не признавал. Пока шло следствие, прихожане, как могли, пытались спасти своего настоятеля. В его защиту были направлены письма прокурорам района и области, но всё было тщетно. 26 августа 1935 года отец Александр был осуждён и отправлен в ссылку, из которой уже не вернулся: 7 января, в праздник Рождества Христова, он был расстрелян в лагере в Красноярском крае. Дома его возвращения ожидали супруга Евлампия Львовна и пятеро взрослых детей: за четыре месяца до кончины отца Александра, 30 августа 1937 года, на Бутовском полигоне был расстрелян его старший сын Владимир.
«Всякая власть даётся от Бога, а так как вера православная пала среди верующих, то Бог в наказание за грехи наши и посылает власть. Народ достоин той власти, которая ему послана Богом, и если народ творит беззаконие, то Господь для исправления посылает тяжёлую власть. И до тех пор, пока народ не обратится к Богу, ниспосланная ему власть будет продолжаться долго, а когда народ замолит свои грехи перед Богом, то и существующая власть дойдёт до такого положения, когда она сама придёт к Богу и изменит своё отношение к религии. <…> Для пояснения вышесказанного – укажу своё мнение: Священное Писание не знает безбожников как таковых, есть лишь такое состояние человека, когда в известный период на душу человека налетает нечто вроде пепла, отчего душа и сознание затемняются, но это явление временное, так как это затемнение проходит, и человек, именовавший себя безбожником, становится верующим. Мои беседы и ответы верующим я суммирую следующими словами: народ делает зло друг другу, и я как пастырь хотел привести народ к миру. Мои призывы и беседы имели целью вразумить народ и привести их к вере Христовой, так как, если вера Христова укрепится, то и существующая власть также подойдёт к этой вере, и вот тогда-то и установится власть, угодная Богу.»
священномученик Иоанн (Честнов)
В 1908 году после диаконской хиротонии отец Иоанн был определён к Воскресенскому кладбищенскому храму в Подольске. 1 сентября 1920 года митрополитом Крутицким Евсевием диакон Иоанн Честнов рукоположен во священника и назначен в Знаменский храм села Захарьино Подольского уезда (ныне город Москва), а в январе 1921 года переведён в Воскресенский кладбищенский храм, где совершал служение до 1928 года. Расстрелян 13 декабря 1937 года во время отбывания ссылки в Казахстане.
Жертвами политических репрессий в нашей стране стали не только люди, но и храмы – осквернённые, разграбленные, порушенные. Храм Воскресения Словущего в селе Кондрево г.о. Ступино тоже – жертва политических репрессий. От белокаменного храма, построенного в 1694 году, сегодня не осталось ничего, кроме груды битого кирпича. О том, что известно об уничтоженной святыне, рассказывает специалист пресс-службы Подольской епархии Анастасия Блинова.
В 1932 году, будучи настоятелем Никольского храма села Домодедово Подольского района, протоиерей Александр Малинин был арестован и обвинён в антисоветской агитации и групповом заговоре против советской власти.
«Дело возникло из поступивших в Подольское райотделение ОГПУ сведений о том, что проживающий в селе Домодедово священник церкви Малинин Александр Алексеевич, будучи враждебно настроен к советской власти, в целях борьбы с таковой объединил вокруг себя группу лиц из состава церковного совета, бывших людей, которые под его руководством ведут активную антисоветскую деятельность».
Никаких доказательств следствию не потребовалось. «Антисоветская церковная группировка», состоявшая из священника, церковной старосты Марии Васильевны Сизовой и двух крестьян из числа прихожан храма, по мнению обвинителей,
«на протяжении 1930/31 года активно вела борьбу с советской властью. …свою контрреволюционную деятельность они прикрывали защитой религии. Для достижения своей цели данная группировка прибегала к способу распространения провокационных слухов и запугивания отсталых крестьян о наказании их Богом за отказ от религии».
Разумеется, слово «Бог» в протоколе было написано с маленькой буквы, а «советская власть» – с большой.
Своей вины обвиняемые не признали, но следствие посчитало иначе: само недовольство советской властью, которого отец Александр и его помощники не скрывали, уже было преступлением.
«Будучи идейно враждебно настроен к советской власти, открыто с антисоветской агитацией я нигде не выступал, но в беседах с близкими мне людьми говорил, что советская власть народ приведёт к гибели»
– записано в протоколе допроса отца Александра.
По итогам следствия священник был приговорён к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, также были высланы и члены его «группировки». Отец Александр был отправлен отбывать наказание в Свирлаг в городе Лодейное Поле Ленинградской области. Дальнейшая его судьба неизвестна.
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ МИРОНОСИЦЫ
О женщинах, трудившихся в храмах в годы гонений на Церковь, известно гораздо меньше, чем о священнослужителях. Но и об их подвиге веры нельзя забывать.
АРТАМОНОВА Анастасия Дмитриевна. Дата рождения: 1879 год. Место работы: Люберецкая церковь, уборщица. Место проживания: Люберцы, церковная сторожка. Арестована 27 мая 1931 года, осуждена на 5 лет ИТЛ, выслана в Казахстан.
ЕМЕЛЬЯНОВА Аграфена Алексеевна. Насельница Никитского монастыря города Каширы, уроженка села Старая Кашира Каширского района (ныне г.о. Ступино) После закрытия обители Аграфена Алексеевна вернулась в село и поселилась в доме отца вместе с другими монахинями и священником Андреем Соколовым. В 1930 году перед Пасхой им было разрешено открыть храм, и они, по свидетельству местной жительницы, «собирали на открытие церкви деньги и яйца». Впоследствии монахини были обвинены в антисоветской деятельности и пережили десятилетнюю ссылку. Аграфене Алексеевне удалось вернуться из заключения. Всю оставшуюся жизнь она прожила в Старой Кашире. Старожилы помнят её как одинокую пожилую женщину, всегда носившую чёрные одежды.
ЕРОФЕЕВА Пелагея Акимовна. Дата рождения: 1871 год. Место рождения: Подольский район, село Васильево. Место работы: уборщица, Клинская церковь. Обвинение: «пропаганда учения Христа». Приговорена к 8 годам ИТЛ. Наказание отбывала в Амурлаге.
КОТОВА Домна Павловна. Дата рождения: 1874 год. Место рождения и проживания: Малинский район, село Щербинино. Неграмотная. Член церковного совета храма в селе Чиркино. Обвинена в контрреволюционной деятельности среди колхозников, распространении антисоветской клеветы против советского правительства и провокационных слухов о войне, одновременном восхвалении фашистской диктатуры. Приговорена к высшей мере наказания и 26 февраля 1938 года расстреляна на Бутовском полигоне.
НАБЕРЕЖНАЯ Елизавета Владимировна. Дата рождения: 1893 год. Место работы: Троицкая церковь, уборщица. Место проживания: город Серпухов, улица 2-я Ситценабивная, 5.
РОЗАНОВА Александра Ивановна. Дата рождения: 1876 год. Место рождения: Серпуховский район, село Кузьмино. Место работы: Алексинская церковь, псаломщица. Место проживания: Московская область, Рузский район, село Алексино.
САВЕЛЬЕВА Лариса Петровна (монахиня Гликерия). Дата рождения: 1890 год. Место рождения: город Серпухов. Место работы: певчая в Сретенском храме города Серпухова. Место проживания: город Серпухов, Красный переулок, 4. В 1906 году была пострижена в монашество во Введенском Владычнем монастыре Серпухова, жила и трудилась в обители до её закрытия в 1926 году. После закрытия монастыря монахиня Гликерия жила под колоколом монастырского храма, который ещё не был закрыт, и пекла просфоры. Кроме того, за небольшую плату она ухаживала за детьми военных лётчиков. После закрытия всех храмов монастыря до 1936 года монахиня Гликерия работала уборщицей в храме пророка Илии и певчей в Сретенском храме. По свидетельству племянницы, монахиня Гликерия была арестована в 3 часа ночи, за ней подъехали на телеге. 25 февраля 1938 года обвиняемая была приговорена к расстрелу, 7 марта приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне. До расстрела монахиня Гликерия содержалась в Серпуховской следственной тюрьме.
СИЗОВА Мария Васильевна. Дата рождения: 1874 год. Место работы: Домодедовская церковь, староста. Место проживания: село Домодедово. Арестована 9 марта 1932 года за «участие в антисоветской группе членов церковного совета» вместе с настоятелем Никольского храма села Домодедово протоиереем Александром Малининым. Выслана на 3 года в Казахстан.
ФИГУРИНА Наталья Ивановна. Дата рождения: 1879 год. Место проживания: Малинский район, село Щербинино. Место работы: староста церкви села Чиркино. Обвинена в том, что вместе со священником Покровским проводила антисоветскую агитацию и распространяла среди колхозников гнусную клевету о том, что скоро будет война. 21 февраля 1938 года приговорена к высшей мере наказания, 26 февраля расстреляна на Бутовском полигоне.
Биография епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) тесно связана с несколькими населёнными пунктами, входящими в состав современной Подольской епархии. В 1914 году в Чудовом монастыре он был хиротонисан во епископа Серпуховского и стал пятым викарием Московской епархии. Именно ему принадлежит инициатива основания Серафимо-Знаменского скита в селе Битягово Подольского уезда (ныне г.о. Домодедово). Обитель возглавила схиигумения Фамарь (Марджанова). Сёстры монастыря были духовными чадами владыки Арсения, поддерживали его до последних дней его жизни.
После закрытия Чудова монастыря в 1918 году епископ Арсений переехал в Серафимо-Знаменский скит, а с 1919 года жил в Серпухове. По болезни в 1923 году владыка уходит на покой и поселяется в Серафимо-Знаменском скиту. После закрытия скита летом 1924 года он переезжает в село Кузьмёнки Серпуховского уезда. Здесь он ежедневно совершает богослужения в домовой церкви и принимает духовных чад. После двухлетней ссылки в Арзамас в 1928 году владыка Арсений возвращается в Серпухов. Некоторое время он жил и совершал богослужения в селе Котельники Ухтомского района.
Епископ Арсений пережил несколько арестов, последний из которых был 14 апреля 1937 года. На этот раз его обвиняли в руководстве «контрреволюционной монархической организацией «Истинно православная Церковь». По этому обвинению он был признан виновным и помещён в Бутырскую тюрьму. 27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, владыка был расстрелян на Бутовском полигоне.
«Что же сказать о людях добродетельных, о людях, преданных всею душою Сладчайшему Господу Иисусу? Господь всегда с ними. В страшных случаях гонения за веру, во время общего людского развращения Господь награждает преданных Ему людей благодатным духом ревности, твердости, терпения, духовным миром, внутренним сопребыванием Своим с ними, а это ли не счастие, это ли не поддержка и утешение!»
епископ Арсений (Жадановский), «Духовный дневник»
















